детский сад №2 "Лучики" группа "Воробышки".

Годовой аналитический отчет второй младшей группы «Воробышки» за 2012 – 2013 учебный год.

%D0%9E%D1%88%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B0%3A%20%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD  

РАЗДЕЛЫ

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Общая информация.

МАДОУ №2 ««Лучики»

Вторая младшая группа «Воробышки».

Воспитатели: Згурськая Е.А., Уфимцева Ю.А.

Краткая характеристика группы.

В 3 – 4 года  ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка носителем  определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие  через развитие игры, которая становиться ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Изобразительная деятельность детей зависит от представления о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться, в рисунках дети могут использовать цвет.

 Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники под руководством взрослого способны вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация  оказывает положительное влияние на развитие восприятия.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия – переходят к сенсорным эталонам – культурно выработанными средствами восприятия.

Развиваются память и внимание, наглядно-действенное мышление, воображение.  К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек.

Поведение ребенка ситуативно. Начинает развиваться самооценка. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

В группе по списку 25 детей , из них мальчиков 16, а девочек 9.

Средняя посещаемость 54%. (приложение)

Средняя заболеваемость 29%.(приложение)

Часто болеющие дети: Арыкова Полина, Косицкая Ксюша, Липинский Станислав, Багрий Ярослав, Алтынбаев Ратмир, Бушаев Вова.

Непосещение детей по семейным обстоятельствам 17%.

Деятельность педагога, достижения.

Тема по самообразованию Згурьской Е.А.: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание».

 Цель: развивать образные, эстетические  представления и восприятие детей.

Задачи: 

· Создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной;

· Развитие умений воспринимать звучание различных музыкальных произведений;

· Ознакомление с объектами и предметами, новыми способами их обследования;

· Воспитание эстетического вкуса.

Вид отчета – выступление с докладом с использованием презентации на педагогическом совете 5.02.2013 года «Развитие речи и речевого общения по средствам художественной литературы», где подробно изложена  работа педагога в данном направлении, какие в группе созданы условия для реализации выбранной темы.

У воспитателя Уфимцевой Ю.А. тема по самообразованию: «Воспитание правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста».

Цель: «Развивать правильное звукопроизношение у детей дошкольного возраста».

Задачи:

· Закрепление правильного, отчетливого произношения звуков;

· Формирование фонематического слуха;

· Совершенствование артикуляционного аппарата;

· Воспитание

Разработаны консультации, рекомендации для воспитателей, родителей, имеется картотека игровых упражнений для закрепления и совершенствования  произношения звуков для второй младшей и средней групп. Уфимцева Ю.А. выступила с отчетом по самообразованию на педагогическом совете с презентацией 29.03.2013 года «Звукопроизношение во второй младшей группе». Было подробно рассказано, какими методами и приемами пользуется воспитатель для развития звуковой культуры во второй младшей группе. С помощью презентации было показано, какие изготовлены в группе пособия  для достижения высокого результата в развитии правильного, четкого звукопроизношения у детей.

Воспитатель Уфимцева Ю.А. выступила с докладом на педагогическом совете 12.03. 2013 года «Возрастные особенности развития речи детей 3 – 4 лет».

Воспитатели участвовали в международном русскоязычном социальном интернет - проекте «Лучший конспект занятия» Уфимцева Ю.А. представила конспект по формированию элементарных математических представлений с использованием театрализации; Згурськая  Е.А.  опубликовала методическую разработку по экспериментальной деятельности «Невидимка воздух». Воспитатели разместили электронное портфолио на образовательном проекте Maam.ru.

Также принимали участие в районном смотре конкурсе «Развивающая среда» 8.11.2012 года. Группа заняла второе место. В конкурсе внутри детского сада 15.02.2013 года «Предметно развивающая среда (физкультурный уголок)» первое место.  В конкурсах по предметно развивающей среде (изобразительный, книжный уголки) внутри детского сада  заняли третье место. 

Уфимцева Ю.А. принимала участие в районном конкурсе «Лесенка успеха» где заняла третье место. Юлия Анатольевна приняла участие в конкурсе «Крибле! Крабле! Бумс!» по экспериментальной  деятельности проводимом журналом «Дошкольная педагогика» и издательством «Детство - пресс». Также приняли участие  областном конкурсе «Планета детства - 2012» в номинации «Развлечения для детей раннего и дошкольного возраста» проводимом  журналом «Дошколенок Кузбасса».

Участие в методической работе.

Уфимцева Ю.А. посещала открытые занятия Згурськой Е.А. Театрализация русской народной сказки «Колобок», Пучениной Л.Ю. «Стихотворения А. Барто», Горошниковой Т.С. Театрализация по мотивам сказки Чуковского «Муха - Цокотуха»». Сама показывала открытое занятие по формированию элементарных математических представлений «Прогулка с Мишей». Участвовала в праздниках: Новогодний утренник, «На птичьем дворе», празднике, посвященному 8 марта, в музыкально-спортивном развлечении «Здоровым быть модно».

Згурськая Е.А. давала открытое занятие Театрализация русской народной сказки «Колобок», посетила открытые занятия Пучениной Л.Ю. «Стихотворения А. Барто»

Взаимодействие с родителями.

Воспитатели в течение года провели ряд собраний для родителей:

· 16.10.2012 года «Мы пошли в детский сад». Ознакомление родителей с программой и режимными моментами. На родительском собрании, присутствовало 20 родителей, 4 отсутствовали.

· 25.12.2012 года «Семья – детский сад – ребенок». Привлечь внимание родителей к жизни детского сада, к совместному сотрудничеству с воспитателями. Обратить внимание родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении со взрослым.  На собрании присутствовало 19 родителей и 5 отсутствовало.

· 26.03.2013 года «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность».  Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребенка. Познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка младшего дошкольного возраста и методами, приемами ее  развития; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребенком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы. На собрании присутствовало 16 родителей и 8 отсутствовало.

Родительские собрания были спланированы так, чтобы они были интересны для родителей, содержательными и эффективно работающими на всестороннее развитие детей группы.

В сентябре совместно с родителями готовили группу к новому учебному году. Была создана фотовыставка «Будем знакомы!». Родители заполнили социологические анкеты. Воспитатели провели беседу «Ребенок – родитель + воспитатель»

В октябре был объявлен день «Добрых дел» - изготовление кормушек для птиц. В нем приняли участие родители Поминова Эдгара, Царегородцева Максима.

В ноябре мама Алтынбаева Ратмира изготовила для группы дидактическое пособие «Прогулка со Смешариками» (гимнастика для глаз).

В декабре для родителей и детей был предложен конкурс самоделок «Волшебные снежинки». В нем приняли активное участие родители Поминова Эдгара, Колесникова Игоря.

В январе воспитатели объявили акцию «Подари книгу». Все родители приняли активное участие в этой акции и принесли из дома детские книги. В январе прошли новогодние праздники, и родители сделали фоторепортаж «Как мы весело отдыхали и Новый год встречали!»

В феврале была организована выставка рисунков в рубрике «Домашние зарисовки». В преддверии праздника 23 февраля была создана фотогазета «Самый лучший папа мой».

В марте мы с родителями создали в группе огород. Родители принесли семена, землю, предложили творческое оформление огорода.

В апреле был объявлен «День добрых дел» - выносной материал, который необходим во время прогулок с детьми. В нем активное участие приняли родители Поповой Саши, Косицкой Ксюши.

Для более активной совместной работы с родителями в приемной группы «Воробышки» были созданы воспитателями информационные стенды, стенды с детскими работами, папка – передвижка

Помимо перечисленного с родителями был проведен  детско – родительский краткосрочный проект «Ребенок в семье», в котором родители рассказали о времени проведенном вместе с ребенком, поделились впечатлениями от просмотров проектов: «Мы с бабушкой и дедушкой верные друзья», «Как вкусно готовит мама», «Веселое мое детство» и т.д. (Приложение).

Совместно  с  родителями обогащали, дополняли предметно - развивающую среду. Родители Ключник Вари  помогли дополнить макет леса. Родители Надирадзе Софьи приобрели недостающее оборудование для уголка изобразительной деятельности.  С  пополнением книжного уголка помогли родители Косицкой Ксюши.

Благодаря постоянной работе с родителями, они стали нашими помощниками, союзниками, единомышленниками и помогают сделать жизнь детей в детском саду ярче, разнообразнее и радостнее.

Интересные события в жизни группы.

В течение 2012 -2013 учебного года в группе проводились разнообразные тематические праздники, которые способствовали скорейшей адаптации детей к детскому саду, раскрытие талантов детей. Наиболее запоминающиеся для детей стали театральные постановки, которые нам показывали старшие дети. Инсценировка РНС «Заюшкина избушка», инсценировка сказки по мотивам К. Чуковского «Муха - цокотуха». На детей эти постановки произвели огромное впечатление и мы тоже решили инсценировать РНС «Колобок» с музыкальным сопровождением.

Достижения детей.

За период с 15.09.2012 по 15.05.2013 средний показатель уровня освоения программы ДОУ повысился до 85%. Это подтверждает мониторинговое исследование по всем образовательным областям. 15% детей не освоили программу из-за того, что не посещали детский сад (частые пропуски), длительная адаптация, часто болеющие дети. Не все дети полностью здоровы, имеются отклонения в развитии. Есть дети не говорящие, что не позволяет в полной мере выявить их уровень знаний. (приложение).

ПРИЛОЖЕНИЕ. 

Мониторинговое исследование.

Образовательная область «Социализация».

  В начале учебного года у многих детей процесс адаптации к дошкольному учреждению был достаточно длительным и сложным. Дети не умеют играть вместе, им проще и легче играть по одному. Сюжет игр примитивен, сюжетные линии слабо развиты. На момент приема детей знания о профессиях, родном городе достаточно малы.  При построении работы по данной образовательной области мы сосредоточили свое внимание на развитие эмоциональной отзывчивости каждого ребенка, что бы они понимали собственные чувства и чувства других людей: сочувствие, сопереживание, отклик на радостные и печальные события в семье, детском саду.  Для этого мы создавали различные ситуации, содержанием которых является очевидная необходимость в проявлении детьми социальных чувств и эмоций (кукла плачет, потеряла бантик).

В процессе организации различных ситуаций, упражнений мы старались побудить детей к общению друг с другом, учили вежливо обращаться за помощью, выполнять просьбы, поручения взрослого (Елена Николаевна не успевает разложить ложки к обеду, давайте ей поможем; наши цветочки опустили листочки, давайте их польем).

В начале года дети только начинают приобретать первоначальные умения играть совместно, учитывая это, мы старались объединять детей в коллективных играх, занятиях, учили устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками. В игре у детей часто возникали конфликты из-за предметов, игрушек, а также главных ролей в игре, поэтому пристальное внимание направлялось предупреждение подобных конфликтов, обеспечение соблюдение детьми несложных правил поведения (не ссорится, не толкаться, не бить другого, не вырывать игрушки).

Предметом пристального внимания на протяжении учебного года стало выполнение детьми простых правил этикета. Придя в детский сад, далеко не все дети умели здороваться, прощаться, говорить вежливые слова, обращаться с просьбой. В процессе общения, чтения, продуктивной деятельности, познавательно – исследовательской деятельности мы  выделяли добрых и злых персонажей, оценивали их поведение, акцентировали внимание на хороших и плохих поступках, поощряли положительное поведение самих детей.

Образовательная область «Безопасность».

Младший дошкольный возраст чрезвычайно сложен для реализации задач, связанных с безопасностью. Поведение ребенка непроизвольно, действия поступки ситуативные, последствия их ребенок не прогнозирует. Естественное для трехлетнего ребенка стремление быть независимым от взрослого и действовать, как взрослый может провоцировать небезопасные способы поведения. Поэтому мы старались, на протяжении учебного года, научить детей вычленять опасное в ближайшем  окружающем и выполнять простейшие правила безопасного поведения.

Учили использовать предметы мебели в соответствии с их назначением – на стуле сидят, влезать на него и спрыгивать с него опасно и т.д.

В своей работе с детьми по образовательной области «Безопасность» формировали первичные представления об основных источниках опасности на  улице, дороге, в помещении. Постоянно закрепляли в доступных возрасту видах детской деятельности.

 

Образовательная область «Труд».

К 3 годам ребенок проходит определенные этапы в развитии элементарной трудовой деятельности. Он учиться  вычленять и дифференцировать действия взрослого, связанные с обслуживанием ребенка, включатся в них, проявлять стремление к самостоятельности, добиваться результатов в самообслуживании. Ежедневно повторять действия по одеванию, раздеванию, привлечение к выполнению отдельных процессов в хозяйственно – бытовом труде.

На начальном этапе помогали детям в вычленении цели трудового действия и показывали значимость полученного результата для других детей. Поддерживаем положительные переживания, вызванные успешным действием, способствует позитивному отношению к бытовому труду

Также в течение года велась работа по формированию представлений о труде взрослых. В работе использовали наблюдение, в ходе которого важно научить детей вычленять результат труда взрослых и понимать его направленность.

 

Образовательная область

«Чтение художественной литературы».

К  трем годам у многих детей уже есть определенный опыт, связанный с чтением художественной литературы. Поэтому мы, в начале учебного года, в

процессе общения с родителями и ребенком определили, каким был этот опыт.  Мы выяснили, что у детей очень низок уровень по образовательной области «Чтение художественной литературы». И книгой

Затем определили основное направление в работе: накопление детьми положительно – эмоционального в процессе общения с взрослыми книгой.

В группе создали книжный уголок, для поддержания интереса к книге, в котором живет бабушка, еще в нем есть иллюстрации по сказкам, дидактические игры и большое количество разнообразной художественной литературы, которая ежемесячно меняется, чтобы у детей не пропал интерес к этому уголку.

При подборе книг мы стремились к тому, чтобы обеспечить жанровое и тематическое разнообразие. Очень важно открыть для ребенка все богатство жанровой литературы, что позволяет уже с детства формировать широту читательских интересов. Разнообразие жанров и тематики художественных произведений позволяет обеспечить избирательность,  индивидуальность литературных пристрастий. Так же в круг детского чтения обязательно включены колыбельные, народные сказки и потешки, загадки,  потому что фольклор способствует формированию у ребенка чувства принадлежности к своему народу, его культуре.

Образовательная область

«Здоровье».

 

 

 

На протяжении нескольких, очень важных для развития маленького человека лет приоритетной средой становится дошкольное учреждение, поэтому мы постарались создать оптимальные и безопасные условия для успешной образовательной деятельности и укрепления детского здоровья нашей группы.

В группе имеется картотека разнообразных коллективных и групповых игр, которые необходимо чередовать с непродолжительными спокойными занятиями детей.

Разработали совместно с медицинским работником оздоровительную комплексную систему профилактики заболеваемости. Она включает в себя широкое использование средств физического воспитания, закаливающих мероприятий, соблюдение гигиенических требований к режиму дня с оптимизацией двигательной активности и образовательного процесса, а также обучение навыкам здорового образа жизни.

Образовательный процесс неизбежно сопровождается для детей  интеллектуальной и психологической нагрузкой, поэтому при его организации необходимо учитывать индивидуальные познавательные возможности детей, темп выполнения заданий, вести наблюдение, оценивать их состояние. При проявлении  признаков утомления проводим физкультминутку.

Для профилактики зрительного утомления при выполнении детьми деятельности, связанной с большой  зрительной нагрузкой, необходима гимнастика для глаз.

Образовательная область

«Познание».

Из–за возрастных особенностей детей младшего возраста, свою работу по данной области начинали с непосредственного восприятия предметов и явлений окружающего мира. Маленький ребенок  при виде незнакомого предмета стремиться обследовать его. Что мы постарались учесть в своей работе. Ребенок с помощью доступных ему средств пытается познакомиться с разными свойствами предмета, на основе которых у него складывается первоначальный образ этого предмета. Для повышения уровня знаний по образовательной области «Познание»,  в группе провели зонирование игрового пространства, создали макеты леса, дома, заполнили группу реальными предметами и объектами, к которым дети могут подойти, посмотреть, поиграть. Благодаря чему у детей накапливается довольно много представлений о ближайшем непосредственном окружении. Правильно спланированная и оформленная предметно – развивающая среда способна внести значительный вклад в повышении уровня знаний у детей второй младшей групп. Так как им присуще в этом возрасте наглядно – действенное мышление. Действия с предметами помогают детям сохранять, запоминать непроизвольно информацию об окружающем мире.

Образовательная область

«Художественное творчество».

 

Рисование.

Основной задачей является развитие интереса к изобразительной деятельности через широкое экспериментирование с изобразительными материалами.

Начиная образовательную работу по данному направлению, познакомили детей с различными изобразительными материалами, и начали осваивать технику рисования, изображая простые предметы, состоящие из одной части.

Сначала мы сами показывали действия кистью, карандашами, как держать инструмент, как провести линию, после чего предлагали детям провести в воздухе эти движения или пальчиком по  листу бумаги.

Основной прием усвоения умений и навыков – это рассматривание с детьми предметов: определение их формы, величины, цвета, а позднее – строение предмета.

Лепка.

С начала перед лепкой осваивали правила: засучить рукава, лепить на доске.

Сначала года дети лепят простые предметы, осваивая приемы лепки, а с середины года дети начинают объединять несколько фигур в одно произведение.

Аппликация.

Знакомим детей с эталонами формы, величиной, названиями цветов. В первой половине года мы рассматривали с детьми предметы, состоящие из одной части (мяч, яблоко - круглые). Во второй половине рассматривали предметы, состоящие из двух – трех одинаковых по форме, но разных по величине частей (снеговик, неваляшка). К концу года дети рассматривают предметы, которые состоят из разных знакомых форм. Сначала строение предметов выкладывают на плоскостной мозаики или из заготовленных форм. После проверки дети берут клей и приклеивают свою композицию.

Образовательная область

«Коммуникация».

На  момент приема детей, словарный запас  был достаточно скуден, у многих детей речь плохо развита, что вызывает у них трудности в общении. Период адаптации у многих детей был затяжным, поэтому дети плохо шли на контакт, мало говорили, были замкнутыми. На протяжении учебного года мы старались создать такой микроклимат в группе, где каждый ребенок бы чувствовал себя защищено и ускорился процесс адаптации. В течение года ежедневно проводились беседы, для развития диалогической речи, так же игровые упражнения для подготовки артикуляционного аппарата к произношению звуков родного языка. Проведенная работа способствовала повышению уровня развития детей по данной образовательной области. Сейчас дети в состоянии строить небольшие предложения и используют их в речи. Многие дети могут составлять небольшой описательный рассказ по картинке.

28 июля 2013 в 05:04

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.